Главная » События » Этноджинс / публикация Российского этнографического музея

События

Новости

Публикации

Этноджинс / публикация Российского этнографического музея



Этноджинс / публикация Российского этнографического музея История модельера Николая Терюхина – уроженца Пинежского района, который, обучаясь в Архангельском колледже культуры и искусства в годы, когда в магазинах было нечего купить, а модно одеваться хотелось – сшил свою первую модель – рубашку из павловопосадских платков.

Позднее, работая в архангельском Доме моды «Чайка», он начал создавать собственные коллекции одежды, обращаясь к народным традициям, но вместе с тем, создавая свой «художественный костюм», как бы существовавший вне моды, его формы и образы определялись не только и не столько общепринятыми на данный сезон параметрами и стилистическими особенностями, а ориентацией на чисто эстетические принципы, в том числе, на народные образы в одежде.

В этом случае традиционному принципу вариативности кроя и приемам декора мастер придавал не этнографическое, а современное звучание, используя при этом простоту народного кроя (например, конструкцию русской рубахи, душегреи и поддевки), что проявлялось в низкой форме проймы, прямом рубашечном крое рукава с ластовицей и т. п. Часто в современном комплексе применялись традиционные сочетания элементов, характерных для народного костюма (10).
___
Этноджинс / публикация Российского этнографического музеяЭтноджинс / публикация Российского этнографического музеяЭтноджинс / публикация Российского этнографического музеяЭтноджинс / публикация Российского этнографического музея
___
Одежда, выполненная Н. Терюхиным по народным мотивам, отличалась разнообразием отделки (вышитые полосы, ленты, кружево, гладкоокрашенные ткани). Композиционное расположение декора определялось сложившейся традицией: у ворота, в области груди, по подолу, вдоль швов и особенно в верхней части рукава. В моделях архангельского дизайнера успешно сочетается вышивка и ткачество с гладкоокрашенными и набивными тканями. Николай Терюхин широко использует принцип многослойности, декоративности и комбинирования тканей, что также было характерно для народной традиции. Особенно интересно сочетает модельер джинсовую ткань с яркой отделкой, плетёной и вязаной тесьмой, создавая живописные комплексы молодежной одежды, которая выглядит динамичной и живописной одновременно.
___
Этноджинс / публикация Российского этнографического музеяЭтноджинс / публикация Российского этнографического музеяЭтноджинс / публикация Российского этнографического музеяЭтноджинс / публикация Российского этнографического музея
___
Раскрывая удивительные природные возможности ткани, окрашенной индиго, Н. Терюхин использует знаменитую крестьянскую «лоскутную» технику, подбирая ткани по цвету и рисунку. Художник составляет композиции из треугольников, квадратов, ромбов, полосок разной величины, варьируя их на отдельных предметах из джинсовой или набойчатой ткани – юбках, блузках, жилетах, передниках, сумках и украшениях. Важно заметить, что мастер использует традиционный крой и конструкции народного костюма, создавая универсальные модели, включающие платья или блузки с юбкой, стеганые жакеты, жилеты и наборы аксессуаров: сумки, головные уборы и даже прически, бусы, браслеты, пояса (11).
___
Этноджинс / публикация Российского этнографического музеяЭтноджинс / публикация Российского этнографического музеяЭтноджинс / публикация Российского этнографического музеяЭтноджинс / публикация Российского этнографического музеяЭтноджинс / публикация Российского этнографического музея
___
Николай Терюхин – автор более 100 коллекций современного костюма, однако, несмотря на большое количество фантазийных коллекций, этнические традиции стали определяющими в творчестве модельера и принесли заслуженный успех как у зрителей, так и на профессиональных российских и международных конкурсах и фестивалях моды.
___
Этноджинс / публикация Российского этнографического музеяЭтноджинс / публикация Российского этнографического музеяЭтноджинс / публикация Российского этнографического музеяЭтноджинс / публикация Российского этнографического музеяЭтноджинс / публикация Российского этнографического музея
___
(1) Камитис Лидия. Джинсы // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: Материалы XI междунар. науч. конф. СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2008. С. 431-435.
(2) Зимина Т.А. О кубовых сарафанах из коллекции РЭМ // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: Материалы XI междунар. науч. конф. СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2008. С. 422-427.
(3) Этноджинс. Альбом. СПб., 2009. С. 26-27.
(4) Соболев Н.Н. Набойка в России. М., 1912; Порай-Кошиц А.Е. Отбельно-красильно-набивной промысел. Кустарная промышленность России. СПб, 1913; Якунина Л.Я. Русские набивные ткани XVI-XVII вв. // Труды Государственного Исторического музея. Вып. VII. М., 1954.
(5) Плотникова М.В. Кубовая набойка. / Народное искусство Каргополья. Сб. ст. под ред. И.Я. Богуславской. СПб, 2006.
(6) Федорова Г.А. Ручная кубовая набойка и набойные доски из Кар¬гополя / Историко-культурное наследие Русского Севера. Проблемы изучения, сохранения и использования: Материалы IX Каргопольской научной конференции. Каргополь, 2006.
(7) Дикова Е.И. Каргопольская кубовая набойка. История и совре¬менность // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: Материалы XI междунар. науч. конф. СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2008. С. 416-421.
(8) Там же.
(9) Там же.
(10) Пермиловская А.Б. «Откудова экой фасон! И как прозыватся? Этнокультурные традиции Русского Севера в творчестве модельера Николая Терюхина // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: Материалы IX междунар. науч. конф. СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2006. С. 184-189.
(11) Пермиловская А.Б. Использование традиционного народного и современного этнокостюма в презентации научного проекта «Село Кижма уникальное историческое поселение Русского Севера» // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: Материалы X междунар. науч. конф. СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2007. С. 302-307.
 
 
2010 © Николай Терюхин